Описание автопробега по Африке из архивов завода:
«Три автомобиля серии УАЗ-469Б, один дизельный УАЗ и мотоцикл с коляской МТ-9 Днепр, все советского производства, на рассвете 9 января 1975 года направляются в Неаполь, чтобы потом следовать на пароходе в Тунис.
В составе экипажа 14 человек, из которых только двое уже бывали в пустынной местности. Экспедиция направляется в Нигер (с конечным пунктом в Ниамей) через Сахару. Автомобили загрузили максимально: УАЗы с бензиновым двигателем везли вес порядка 900 кг, а дизельный УАЗ, помимо снаряжения, дополнительно везет 500 кг запчастей. Мотоцикл был в том исполнении, в котором обычно поставляется покупателю. Для него взяли два запасных колеса и немного запчастей.
Учитывая предстоящие испытания, автомобили прошли тщательную предварительную подготовку. Единственным несерийным узлом был дополнительный бензонасос.
Организованная по инициативе президента Римского клуба «Фуористрада» Джорджио Певерини экспедиция сразу же получила горячее одобрение Витторио и Луиджи Марторелли. К ним присоединились владельцы двух автомобилей УАЗ, давно вынашивавшие идею подобного путешествия в Африку. Целью поездки являлось испытание автомобилей УАЗ и мотоцикла в суровых климатических условиях. Также важно было доказать, что в пустыне можно спокойно путешествовать при соблюдении всех правил предосторожностей.
После двух дней пребывания в Тунисе, путь экспедиции лежал на Гавес и Матмата, где состоялось первое «крещение» на дороге в пустыне, первое суровое испытание автомобилей. Вместо того, чтобы ехать по удобной асфальтированной дороге до Меденина, команда предпочла преодолевать горы, проезжая древней дорогой, проходящей через Тоуяне по скалам, крутым подъемам и спускам, пересеченным глубокими трещинами, появившимися после недавнего наводнения.
Несмотря на груз, машины и мотоцикл ведут себя великолепно. В пути нет таких препятствий, которые могли бы их остановить.
От Меденина возвращаемся к Гафса и Тозеуру, проехав Хотел Дьерид и Нефту, въезжаем в Алжир. Здесь начинается настоящая пустыня, которую мы привыкли видеть на открытках, с высокими желтыми дюнами и группами пальм. На самом деле, асфальтированная дорога разрезает песчаное пространство, доходя до Ел Куед, Тоуггоурт, Хасси-Мессауд, Хасси Бел Гуебоур. Однако эта дорога не менее опасна, чем тропа, проложенная караванами верблюдов в пустыне. Если машины или мотоцикл на скорости врезаются в пески, начинается скольжение, что приводит к выбросу машины за пределы дороги.
В Хасси Бел Гуебоур, последнем пункте, где пополняются запасы тех, кто направляется в Аменас, и тех, кто следует в Таманрассет, въезжаем на дорогу в песках на Амгуид. Машины достаточно сильно загружены, но у нас полные баки горючего, больше 300 литров, которых хватит на 1200 км. Короткая остановка в Борд Омар Дрисс, бывшей французской крепости, для пополнения запасов воды. Далее предстоит сделать 700-километровый бросок до Тамарассета. В полиции предупреждают, что дорога, по которой мы собираемся ехать, классифицируется по категории «Б-2» и, конечно, это не самый легкий вариант, чтобы пробиться на юг. Затем, посмотрев на машины и на мотоцикл, на снаряжение, нам желают удачи и пропускают.
Начинается странное явление «зыбучие пески», из-за которого дорога превращается в постоянную волну, что подвергает суровому испытанию подвески, кузов и полуоси. Ямы, песок, каменистая местность, глубокие трещины характеризуют путь на Амгуид. Два запасных колеса от мотоцикла Луиджи Марторелли, погруженные на багажник машины брата, «улетают», и никто этого не замечает до самого вечера, пока не настает пора разбивать лагерь. Это вторая неприятность, случившаяся в пути. Первая поломка произошла, когда лопнул шкиф водяного насоса на УАЗе Лоренцо ди Стефано в 50 километрах от г. Сфакс еще в Тунисе. Луиджи и Витторио Марторелли сумели приварить его с помощью газовой сварки и установить на место так, что до конца путешествия он не причинял никаких неприятностей. И теперь потеря двух запасных шин кажется непоправимой, но солидарность, которая царит среди тех, кто путешествует по пустыне, позволяет всего спустя два дня найти их. Встретив алжирский автомобиль, мы просим водителей посмотреть на дороге наши колеса, и, если найдут, пусть отправят их самолетом в Таманрассет. Именно так все в итоге и происходит.
Незадолго до пересечения с Трансахариана дорога исчезает под заносами песков. Потребовался добрый час тщательных поисков, прежде чем мы сумели ее найти в 50 метрах впереди, сместившуюся влево. И в Эккер, бывшей французской военной базе, пересекаем, наконец, Трансахариана. После небольшого отрезка асфальтированной дороги, построенной в те времена, когда база была действующей, оплакиваем дорогу на Амгуид. Глубокие «зыбучие пески» не позволяют развить необходимую скорость для преодоления песчаных хребтов.
Нужно брать разбег и затем въезжать на них на большой скорости. От вибрации сотрясается кузов, колеса «танцуют» в стремительном ритме. Мотоцикл ведет себя как «горячая лошадь», подпрыгивает, резко сворачивает вправо и влево, сидень вибрирует, колеса, кажется, прыгают навстречу препятствиям. Чтобы не вылететь из сиденья, Луиджи Марторелли вынужден стоять на подножке и часто съезжает с дороги. Это не менее опасно, чем «зыбучие пески» из-за ям в земле, которые заставляют его акробатически продвигаться вперед с поднятой от земли коляской мотоцикла. Отрезки дороги, где много песка, автомобили преодолевают легко. А он должен прямо-таки выпрыгивать из седла, толкать мотоцикл в облаке пыли, пока опять не коснется твердой почвы и затем, не снижая скорости, снова вскакивать в седло, чтобы снова врезаться в «зыбучие пески».
В Таманрассет готовим машины, прежде чем отправиться в Агадез. Закрепляем баллоны, прочищаем фильтры, меняем масло, проверяем амортизаторы. Единственная поломка — несколько спиц в колесах мотоцикла, которые буквально разлетелись на кусочки.
Посещаем местечко Асскрем скита-падрэ Фоука — наиболее высокого массива сурового хребта Ноггар. Увлеченные зрелищем необычайно красивого заката, не замечаем, что уже ночь, а мы должны преодолеть 80 км по обрывистой и каменистой дороге при свете фар с помощью местного проводника, который добровольно взялся сопровождать нас. И только на следующий день поймем, какому риску мы подвергались.
Направляемся в Агадез, проезжая через Гуеззам, Ассамака, Тогундам Тессоум. При выезде из города Туарег, попадаем в сильный песчаный ураган, который покрывает дорогу и снижает видимость. Из-за вибрации медная тормозная трубка на автомобиле Джорджио Певерини лопается. После ремонта снова трогаемся в путь. Вскоре останавливается мотоцикл из-за блокировки главной передачи. Песок засорил сапун масляного картера и смазка вытекла через сальники, из-за чего шестерни работали без смазки. Внимательно следя за трудным переходом, Луиджи Марторелли не заметил этого. Несмотря на ветер и песок, заменяем главную передачу меньше, чем за час. Можем следовать дальше. Но незадолго до г. Агадез анкерные крепления наиболее нагруженных багажников Витторио Марторелли и Джулио Карбони провисают. Приходится закрепить их железной проволокой. Трехдневная остановка в г. Агадез. Здесь еще раз готовим машины и затем продвигаемся на юг к г. Ниамей по дороге на Галл. Именно в г. Галл бензиновый бак мотоцикла, перенесший столько ударов, начинает течь и его приходится подваривать. Вскоре монтируем дополнительные амортизаторы на автомобили Карбони и Марторелли и, в заключении дня, Рикардо Прокаччини в местечке Абалак, находясь за рулем мотоцикла «Днепр», теряет управление на трудном участке пути и его выбрасывает из мотоцикла. Никаких повреждений ни у человека, ни у машины нет. Но на следующее утро происходит самое большое несчастье за все время путешествия: перегруженный УАЗ на всей скорости врезается в две огромные ямы, закрытые тенью дерева. Он вылетает из одной ямы с приподнятым от земли передком больше, чем на метр, но при вторичном падении передний мост раскалывается как «гранат». Шесть часов потратили на ремонт, который позволяет машине пройти еще 1500 км. По предложению Луиджи Марторелли УАЗ продолжает двигаться вперед только на заднем приводе, в то время как передний мост обвязывается стальным тросом. Таким образом, обошлись без необходимости разгружать автомобиль или снижать скорость движения. Вечером того же дня добрались до г. Тахоуа, где снова начинается асфальтированная дорога. До Ниамея двигаемся без каких-либо проблем.
Здесь мы оставляем дизельный УАЗ на ремонт и с остальными 3-мя автомобилями и мотоциклом следуем дальше через заповедник. В заповеднике дорога еще хуже, она пролегает через пересохшие реки с такими ложбинами, от которых сотрясаются все внутренности. Несмотря на просьбы Луиджи Марторелли, ему запрещают проезжать по заповеднику на мотоцикле, чтобы не вспугнуть животных. Однако животные пугаются шума моторов УАЗ, и потому мы вынуждены стремительно уезжать от стада слонов, которых потревожил наш приезд.
В то время, как все участники едут в Ниамей, Витторио Марторелли и Джорджио Певерини отправляются в Нигерию на поиски запасного моста. Встречаемся через два дня в Бирнин-Конни, откуда форсированным маршем отправляемся в обратный путь, чтобы вовремя прибыть в Тунис на пароход. В Бирнин-Конни приводим в порядок дизельный УАЗ и начинается большая гонка.
Один день понадобился на то, чтобы прибыть в г. Абалак, пройдя Боссо Догоунтоутки, Тахоуа. Еще день понадобился на то, чтобы управиться с формальностями и пополнить запасы. Направляемся через Ассамака в Гуеззам и Тамапрассет. Делаем однодневную остановку, чтобы отрегулировать вилку мотоцикла, которая ослабла из-за дороги и устранить небольшую неполадку с багажниками на автомобилях. Снова трогаемся в путь. Быстро проходим через г. Еккер и Аракские ущелья и выезжаем на асфальтированную дорогу. Не имея времени на то, чтобы каждое утро тщательно проверять автомобили и мотоцикл, замечаем, что растяжка коляски у мотоцикла провисает. Заменяем ее железной проволокой. Больше мы не останавливаемся, слишком важно вовремя прибыть в порт Туниса. Один день тратим на дорогу из Салах в Оуарлья, где несколько часов проходим полицейский контроль, поскольку мы остановились около военного аэропорта. Наконец нас пропускают, и мы мчимся дальше через Тоуггоурт, Ел Оуед, Абоуа, Нефта, Тозеур и Гафза. Пересекаем горы под дождем и днем приезжаем в Тунис на день раньше намеченного срока. Благодаря этому мы успели привести себя в порядок, прежде чем сесть на пароход. Приключения окончились. Автомобили и мотоцикл вели себя отлично. На протяжении 11 тысяч километров, из которых больше 7 составляли дороги по пескам, они оставались надежными спутниками. Маленькие неприятности стали невысокой платой за такой маршрут. Потом, когда начинает чувствоваться усталость, возникает вопрос для всех: «Вы бы сделали это ещё раз?» Единодушный ответ: «Тотчас же».